«Какие бы мы ни проводили реформы, мы не уменьшаем финансирование театрам, — заверил мэр Москвы Сергей Собянин на встрече с деятелями культуры, которая состоялась в среду в «Геликон-опере». Речь шла об изменении системы финансирования московских театров.


фото: пресс-служба мэра и правительства Москвы

В «Геликоне» у Дмитрия Бертмана собрались худруки московских театров — Марк Захаров, Олег Табаков, Александр Ширвиндт, Олег Меньшиков, Евгений Писарев, Ирина Апексимова, Сергей Гармаш (представлял «Современник») — всего 15 человек.

— За последние годы увеличилось посещение театров в 1,5 раза, и это на сегодняшний день революционная цифра. Это свидетельствует о том, что наши театры все больше завоевывают зрителя. Тем не менее много вопросов остается, и один из главных — это прозрачная система финансирования и большая самостоятельность, меньше чиновничьего пригляда, больше творчества и понимание самостоятельности с точки зрения финансирования театров.

Мэр объявил новую систему грантовой поддержки на 2018 год, подтвердив, что грант этот не будет зависеть от взаимоотношений с начальством, не может быть уменьшен по чьей-то прихоти.

Об изменении принципов системы государственного финансирования встал вопрос еще год назад, когда вице-мэр Леонид Печатников озвучил театральным деятелям новую «дорожную карту». Согласно ей новая система — теперь ее называют грантовой — должна осуществляться по двум статьям: субсидия на содержание имущественного комплекса (здание, коммуналка, налоги) и грант на творческую деятельность. Именно грант, по мнению разработчиков (департамент Александра Кибовского), дает руководителям театров большую свободу в действиях. Теперь театры не стоят «на счетчике» госзадания, а сами вправе определять, сколько спектаклей в сезон выпускать, какое количество спектаклей играть и как распоряжаться финансами, не погрязая в бюрократической волоките.

Надо сказать, на встрече с мэром дискуссии не получилось, поскольку все выступавшие положительно оценили работу новой системы.

— Я не за то, чтобы была уравниловка, движение в сторону самостоятельности — это благотворное дело, и большинство московских театров заслужило это, — сказал Марк Захаров. — Но есть мнение, что из-за событий с «Гоголь-центром» будет ужесточено субсидирование и другие пострадают. Тут можно дойти до абсурда. Хорошо бы, чтобы эти поползновения не победили.

Мэр успокоил мастера. Зато вопросы информационной поддержки, освещение работы театров на московских каналах и увеличение пенсий неработающим заслуженным и народным артистам обсуждали довольно активно.

Цифры озвучил глава Департамента культуры Александр Кибовский, и они не могут не радовать.

— У нас всего 82 театра, из них в эту систему включено 69, но в перспективе и 13, которые в силу капремонта, арендных площадок со временем добавятся. Таким образом, общий бюджет у нас всего на театральную поддержку в следующем году — 9,3 миллиарда, из них 8,5 миллиарда получат 69 театров, которые переходят на эту систему.

Отвечая на вопрос о контроле над финансовой свободой, Александр Кибовский подтвердил, что финансовую дисциплину никто не отменял: «Мы назначаем руководителей театров, и мы несем ответственность, коллектив здесь ни при чем».

Руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман:

«Самое главное, что в сложные времена, когда все боятся за бюджет, когда все боятся недофинансирования, можно сказать, что наш мэр отстоял культуру. Понимая, что театры Москвы являются сегодня одним из главных имиджей столицы, было принято историческое решение об улучшении условий для творчества и функционирования театров. Эта система не уменьшает, а увеличивает бюджет, направленный на создание спектаклей и повышение зарплаты артистов. И главное — дает нам самостоятельность».

Источник