Считанные минуты остаются до того момента, как председатель жюри ММКФ-2015 Жан-Жак Анно объявит результаты Московского международного кинофестиваля. В преддверии оглашения итогов HELLO.RU публикует эксклюзивное интервью с оскароносным французским режиссером.

Жан-Жак АнноПрежде всего хотелось бы вас поблагодарить за ваш последний фильм «Тотем волка», которой показали на открытии ММКФ. Трудно представить всю ту работу, которую вы проделали, чтобы его снять: степи, юрты, стаи волков… При кажущейся простоте приходится задумываться об отношении человека с природой.

Да, больше всего мне нравится в этом фильме его многослойность. Верхний пласт — это история дружбы молодого студента и волчонка, но сквозь визуальный контекст проглядывают размышления об ущербе, которое человек причиняет окружающей среде, и об инстинктах, свойственных человеческой природе. Можно понимать этот фильм по-разному. Картина снималась в монгольской части Китая, и я очень благодарен за то, что мне дали полную свободу для выражения собственных чувств и мыслей относительно того, как уберечь природу, которая там находится в большой опасности. Китайские зрители очень хорошо приняли фильм, залы были полны, хотя многие говорили, что он никому не нужен. Но люди приходили семьями, приводили детей. Я очень доволен результатом, потому что в фильме есть то, что выходит за рамки экрана и может принести реальную пользу. Я всегда воспринимал кино как развлечение, поскольку оно позволяет уйти от повседневности, но при этом считал, что оно должно чему-то учить, заставлять думать. И я рад, что мой фильм производит именно такое действие.

Вы не раз признавались в любви к русскому кинематографу, а есть ли среди ваших французских коллег те, на кого вы равняетесь?

Есть один французский режиссер Жан Ренуар, сын великого художника Огюста Ренуара. Он снял чудесные фильмы о великодушии сердца. Ренуар всегда говорил, что нужно понимать причины поступков своих врагов. И он сказал еще одну чудесную вещь: когда я вижу черную лошадь, я смотрю на белое пятно. В том смысле, что у самых темных душ есть достоинства. Это очень сильно на меня повлияло. Я очень уважаю этого режиссера, он был для меня учителем. Но все-таки основополагающим для меня стал русский кинематограф. Я был ослеплен силой русского кино, наследника русской живописи, которой я также восхищаюсь. Здесь в Москве я каждое утро провожу в музее. Я бы сказал, что на меня сильно повлияла русская культура в целом: музыка, опера, литература.

Жан-Жак Анно и Жаклин Биссет на открытии ММКФ-2015Каковы тенденции современного кинематографа?

Современное кино за исключением редких случаев делится на голливудские блокбастеры и комедии «местного разлива». Успех сейчас за ними. Главное назначение такого рода фильмов — выйти на экран и мгновенно понравиться публике во всем мире. Это фильмы, где мало истории, но много действий: взрывы, погони на машинах, схватки роботов, космические баталии, — фильмы, где есть на что посмотреть, но совершенно нечего понимать, и, выходя из кинотеатра, ты уже забываешь, что только что посмотрел. Эти фильмы рассчитаны на массового зрителя, который придет в кино с друзьями или с семьей, потому что эффект, который производит комедия, когда вы смотрите ее в одиночестве не равен эффекту, производимого ею на целый зал. И спрос на такого рода фильмы оставляет мало места рефлективному, нарративному то есть повествовательному кино, которое чаще всего можно увидеть только на фестивалях и которое, как правило, не доходит до больших экранов.

Жан-Жак Анно с членами жюри основного конкурса 37-го Московского международного кинофестиваляЕсть ли современные режиссеры, творчество которых вам небезразлично?

Безусловно, есть режиссеры, которые мне нравятся и которые делают фильмы совершенно отличные от тех, что делаю я. Но, к сожалению, их не много и большинству из них уже за 40. Мне очень понравился фильм «Левиафан» Звягинцева. Умный, хорошо снятый фильм.

Никита Сергеевич Михалков во время пресс-конференции, предшествующей открытию фестиваля, сказал, что главная проблема современного кино — это отсутствие идей. Поддерживаете ли вы это утверждение?

Абсолютно. Это пустота, бездонная пропасть сценариев, где нет на самом деле никакой истории. И это обусловлено тем, что подобные фильмы пользуются большим успехом у зрителя. Я уже говорил об этом. Это порочный круг. И многие, наблюдая подобный феномен, считают, что тоже смогут сделать классное кино, если взорвут пару-тройку машин и этого будет достаточно. Сейчас образовался своего рода творческий вакуум.

Знаете, в любом виде искусства есть невероятные периоды. Например, в моде это были 60-70-е годы, а потом — затишье. Я ношу одежду, которая не меняется уже тридцать лет: одни и те же рубашки, одни и те же воротнички — в моде больше не происходит ничего интересного. С музыкой то же самое. Есть периоды, когда все кипит, и периоды как сейчас, когда доминируют деньги. Причем сейчас доминируют сиюминутные деньги, что связано с еще одной большой проблемой — с пиратством. Серьезным фильмам нужно какое-то время, чтобы быть замеченными публикой и завоевать доверие. За это время их уже успевают посмотреть незаконным путем и необходимость идти в кино отпадает. Такие фильмы становятся нерентабельными, они не могут окупить вложенные в них средства, поэтому их больше не делают. Проблема кино в том, что оно требует затрат. Архитектура тоже требует затрат, но на здания не распространяется проблема пиратства.

Мы работаем в области, где у нас воруют наш продукт, это ужасно. И остановить это невозможно, потому что это очень прибыльный бизнес. Фильмы, рассчитанные на немедленное потребление, не сталкиваются с такой проблемой. И даже если через пару недель их незаконно выложат в сеть, это не приносит серьезного ущерба, потому что за это время они успевают собрать необходимый кассовый сбор.

Жан-Жак АнноВ чем, по вашему мнению, кроется корень зла? Почему поверхностные фильмы пользуются большей популярностью у зрителя?

Мы сейчас переживаем период искусственности: отсутствие духовности, поверхностное отношение ко всему, что нас окружает. Даже умственная работа протекает сейчас по-другому. Имея под рукой интернет и возможность в любой момент получит ответ на любой вопрос, отпала необходимость держать все в голове. Добиться от зрителя эмоций проще чем вывести его на размышления. Это нормально, мир меняется и кино меняется вместе с ним, и на примере кино можно проследить изменения, которые происходят в обществе. Например, сегодня основную житейскую мудрость, которые родители передают детям можно уместить в формулу «деньги=успех», причем, деньги быстрые. Золотой телец — культ современной эпохи. Раньше родители делали накопления для своих детей, внуков, правнуков, а сейчас люди зарабатывают только для себя, на детей уже плевать. Это в крайней степени извращенная система.

Ваши фильмы благожелательно принимаются критикой, получают премии и награды и при этом пользуются успехом у зрителя, несмотря на то, что вы не снимаете комедии и блокбастеры. В чем секрет успеха?

Это акт верности и преданности. Но если быть до конца откровенным, то некоторые мои фильмы получали совершенно разгромную критику. Фильмы, отношение к которым изменилось со временем и которые впоследствии имели большой успех. Прежде всего режиссер должен установить доверительные отношения со зрителем. Ничто не может сделать меня более несчастным, чем мысль о зрителе, который потратил два часа своей жизни на мой фильм и остался недоволен.

Но при этом я не делаю фильмы только затем, чтобы понравиться публике. Я стараюсь оставаться самим собой. И у меня есть свой зритель. Это заставляет быть ответственным. Раньше я не думал об этом, я просто делал насколько мог хорошо свои фильмы, отдавая им всего себя и часть своей жизни. Каждый из фильмов занял у меня около трех лет жизни. Когда я снимаю фильм, я погружаюсь в него целиком, абстрагируюсь от внешней жизни, не отвечаю на телефонные звонки. Это главное удовольствие моей жизни. И я счастлив, что те люди, которые уже посмотрели одни мои фильмы, приходят смотреть следующие. Счастье, которое находишь в благодарности людей, не сравнится ни с какими заработанными в прокате деньгами.

Как же быть молодым режиссерам, которые не хотят быть конформистами и снимать фильмы на потребу публики?

Люди, которым есть, что сказать, всегда сталкивались с рядом проблем. Во-первых, нужно отдавать себе отчет, что если идее хватает места в блокноте или в дневнике, то она не стоит того, чтобы тратить на нее энергию целой съемочной группы и заставлять людей идти в кино. Это же рыночные отношения. Зрители тратят свои деньги, и взамен они должны получить позитивный заряд. Главная опасность многих начинающих амбициозных режиссеров это их вера в то, что их страданий достаточно для того, чтобы снять кино. Нет. Необходимо чтобы они поняли, что фильм служит передачей мысли, но вы не можете ничего передать, если вы скучны. Да, проблемы с матерью, с родителями — интересный сюжет, но надо сначала подумать, как его сделать привлекательным для зрителя, люди должны захотеть, чтобы им рассказали эту историю, то есть нужно оставаться самим собой для других, на благо других, а это «на благо других» часто забывается. Сделать фильм для себя? Нет. Но фильм о себе, который похож на вас, и предназначение которого очаровать, понравиться, заставить плакать, заставить смеяться — да.

Еще чаще складывается ситуация, когда режиссеры, приходя в отчаяние от того, что не имеют возможности кричать о своем несчастном детстве, думают «ну и ладно», и начинают снимать тупые комедии. Если у них получаются, они снимают еще и всю свою жизнь производят копии этих дебильных фильмов, которые сами же ненавидят. А потом они смотрят на себя в зеркало и признаются, что занимаются не тем, чем хотели, что они несчастны. Но богаты.

На днях Никита Михалков сказал чудесную вещь: «Прекрасно, когда тебя любят другие, но лучше любить самого себя». Он совершенно прав. Если внутри вы презираете себя — у вас печальная участь. Быть творческим человеком который не любит то, что он делает, это трагедия.

Больше двадцати лет назад Вим Вендерс снял документальный фильм, где задал один и тот же вопрос десятку режиссеров. Вопрос был такой: «Есть ли у кино будущее?». Как бы ответили на него вы сейчас?

Будущее у кино безусловно есть, я имею в виду кино, которое показывают в кинотеатре, по одной просто причине: людям необходимо общение. Необходимо гулять в парке, даже если у тебя есть свой сад. Кинотеатр такое же место встреч как и театр, концерт, балет. Сейчас кинотеатр возвращает свои позиции. Одно время был провал, когда телевизор захватил умы людей, но сейчас его смотрят гораздо меньше. Сегодня продукт потребления изменился, больше популярны планшеты, тогда как кинотеатр вновь обретает свою специфику места, где можно встретиться с друзьями и провести время с удовольствием. Да, у кино большое будущее.

Надежда Ермакова (HELLO.RU) и Жан-Жак Анно
Текст: Надежда Ермакова

Текст:
HELLO.RU

Фото: Gettyimages.com, Анна Темерина

Источник